По закону Моисееву все еврейские родители должны были своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта – освобождения от рабства, спасения первенцев еврейских от смерти.
Во исполнения этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
В это время жил в Иерусалиме старец по имени Симеон. Он был ученейший человек своего времени. С еврейского на греческий переводил он священные книги. И вот, переведя книгу пророка Исайи, споткнулся на одной фразе: "Се Дева во чреве зачнет". "Ошибка какая-то, – подумал, – как это, Дева зачнет, жена, конечно..." И уже хотел написать "жена", но удержал его руку явившийся ангел, запретил исправлять пророчество. И сказал ангел, что не умрет он до тех пор, пока не убедится в правильности сих слов. Долго жил после этого Симеон (по преданию около 300 лет), стал согбенным старцем и все ждал и ждал... И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца, Взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред луцам всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2, 29-32). Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Марии, предсказал ей о Младенце. «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец». (Лк 2, 34-35). Это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда он будет страдать.
Это пророчество Симеона изображено видимыми символическими знаками – мечами. Обычно стрел 7. Число 7 в Святом Писании вообще означает “полноту” чего-либо, а в данном случае полноту того горя, “печали и болезни сердечной”, которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле. Однако иногда стрел 6 (см. галерею). Этот образ иногда еще дополняется изображением на коленах Богоматери Младенца Христа (см. галерею). В дореволюционном издании “Чудотворные иконы Божией Матери” указывается на различие между иконами “Умягчение злых сердец” (называемой также “Симеоново проречение”) и “Семистрельная”, которое состоит в том что мечи, пронзившие сердце Богоматери расположены по-разному: на иконе “Умягчение злых сердец” (“Симеоново проречение”) - по три справа и слева, а один (седьмой) снизу, а на иконе “Семистрельной” - три с одной и четыре с другой стороны. Здесь также указывается на разные дни празднования: иконе “Умягчение злых сердец” - в неделю Всех Святых; иконе “Семистрельной” - 13 августа по ст. стилю (26 по нов. стилю). В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято считать перечисленные иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни празднования — 13 августа и в неделю Всех Святых.
Эта очень древняя икона чудесами своими снискала себе большую любовь православных. О первом прославлении «Семистрельной» иконы Богоматери сохранилось следующее предание. Один крестьянин кандиковского уезда, Вологодской губернии, в продолжение многих лет страдал болезненною хромотою и расслаблением. Все средства, которые он употреблял для лечения своей болезни, не принесли ему никакой помощи. Не человеческая помощь, а помощь Богоматери вернула этому крестьянину здоровье. Однажды он во сне услышал голос, повелевавший ему отыскать на колокольне Иоанно-Богословской церкви икону Богоматери и помолиться перед нею, и тогда он получит исцеление от своей болезни. Крестьянин два раза приходил в церковь, но его не пускали на колокольню, так как не верили рассказу его о своем сновидении. Он пришел в третий раз. Видя его настойчивость, наконец, смилосердовались и исполнили его просьбу. Когда крестьянин поднялся на колокольню, но тотчас же нашел икону. Она занимала место при повороте лестницы, и по ней звонари ходили как по простой доске. Найденную святыню очистили от сора и грязи, омыли и затем отслужили перед нею молебен. Больной крестьянин, усердно молившийся во время молебного пения перед этим образом Богородицы, впоследствии получил исцеление от своей болезни.
Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствующей в Вологде холеры. Это бедствие навело страх на жителей и побудило их искать помощи у Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона «Умягчение злых сердец» была обнесена вокруго города с крестным ходом, после чего число заболеваний стало заметно уменьшаться, а вскоре эпидемия совершенно прекратилась.
Все прибегающие к иконе с молитвою веры чувствуют, что при умягчении сердца умягчаются и облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают, что, когда молятся пред нею за врагов своих, тогда смягчаются их враждебные отношения, уступая более великодушному чувству милосердия. |